10.09.2019 10:16
Аналитика.
Просмотров всего: 5525; сегодня: 1.

Дагестан: доверие к СМИ и региональная журналистика

Дагестан: доверие к СМИ и региональная журналистика

Продолжаем цикл материалов, посвященных репрезентативным опросам в Северо-Кавказском федеральном округе. Социологические опросы проводились по различным аспектам экономической, общественно-политической и социальной жизни среди совершеннолетних жителей всех регионов СКФО различных возрастных групп. Исследования проводились в рамках проекта «Медиатор», реализуемого Межрегиональным центром общественных инициатив «Северный Кавказ» при поддержке Фонда президентских грантов. В анкетировании приняли участие 500 человек.

1. Участникам анкетирования были названы различные виды СМИ. Предложено дать ответ: какие из них (и как часто) используются респондентами в повседневной жизни.

Результаты опроса показали, что наиболее часто используемый источник информации – социальные сети. Их предпочитают 73,4% опрошенных. На втором месте – телевидение (69,3%), на третьем – интернет-сайты (59%). Из результатов анкетирования можно сделать очевидный вывод: основную информационную нишу уверенно захватили сетевые ресурсы. Однако такой традиционный источник информации, как телевидение, пока ещё остаётся достаточно популярным.

С достаточно большим отрывом от тройки лидеров находятся остальные виды СМИ, однако их нельзя назвать «полностью изжившими себя» - у каждого есть своя аудитория. И очевидно, что дифференциация происходит по возрастным критериям.

Так, на четвёртом месте по популярности находятся мобильные приложения для получения новостей (38,6%). И замыкает результаты опроса «тройка аутсайдеров», в числе которых оказались все остальные (кроме телевидения) так называемые «традиционные» СМИ. Это радио (36,8%), газеты (34,2 %) и журналы – всего четверть опрошенных (25%).

Таким образом, результаты анкетирования полностью подтверждают очевидный современный тренд «цифровизации» получения информации, о котором говорят многие эксперты. Закономерный итог опроса: печатные СМИ становятся наименее популярными. И очевидно, что их читательская аудитория – представители старшего поколения.

2. Какой из перечисленных видов СМИ является для вас наиболее предпочтительным и пользуется вашим доверием?

Результаты ответов на этот вопрос существенно отличается от предыдущих. И если по степени доверия и предпочтительности в тройке лидеров остались социальные сети (44,4%) и интернет-сайты, которые оказались на втором месте (42,9%), то телевидение покинуло тройку. Причём, с весьма низким показателем – 13%.

Третьей по численности оказалась группа опрошенных, которая вообще не доверяет никаким СМИ – 37,6%. И с огромным отрывом пятое место заняли газеты (17,1%).

Примечательно, что мобильным приложениям для получения новостей, которые по популярности заняли четвёртое место, доверяют неизмеримо меньшее число респондентов – всего 8,1%. Точно такой же показатель у радио. А замыкают таблицу журналы, набравшие всего 2,2% доверия опрошенных.

Вывод закономерный: интерес и предпочтения аудитории смещаются в сторону менее подконтрольных цензуре, на её взгляд, СМИ. И особенно примечателен очень высокий процент (более трети опрошенных) тех, кто вообще не доверяет никаким СМИ.  

3. Когда вы пользуетесь СМИ, какие темы публикаций вам наиболее интересны?

Традиционная для Северного Кавказа в целом, и для Дагестана в частности, тенденция: самая популярная тематика среди читательской аудитории - спортивные новости (36,8%). Также традиционно популярны политические новости (34%).

Третье место с существенным отрывом занимает развлекательный контент – чуть более четверти опрошенных (25,2%). Далее, тоже с отрывом, идут материалы по теме «Хобби» (17,2%). И только лишь на пятом и на шестом месте расположились «культурно-исторические» направления информации:

- Новости культурной жизни, обрядности, праздничные акции региона - 15,2% предпочтений;

- Сюжеты истории народов региона – 11,8% предпочтений.

«Экономический» блок стал аутсайдером. Всего 8,8% опрошенных интересуют вопросы экономики, ещё меньшее количество респондентов отдают предпочтение новостям бизнеса – 6,8%.

Можно предположить, что подобный расклад может свидетельствовать о двух достаточно полярных трендах: относительном равнодушии к бизнесу и экономике либо ввиду достаточно уверенного материального положения, либо по причине неверия эффективной собственной «включённости» в эту сферу. Второй вариант выглядит наиболее вероятным.

4. Ваша характеристика сегодняшних новостей?

Данный показатель демонстрирует достаточно спокойное, конструктивное отношение большинства участников анкетирования к содержанию текущих новостей. Так, почти половина респондентов (45%) охарактеризовали информацию, с которой они ежедневно сталкиваются из новостных источников, как нейтральную, иногда - эмоционально напряженную, иногда – нет.

Менее трети опрошенных (31,8%) были более категоричными в оценках и считают текущие новости агрессивными и вызывающими беспокойство.

Позитивными, не вызывающими негативных эмоций назвали сегодняшние новости 23,2% участников опроса.

5. Находят ли, на ваш взгляд, проблемы граждан Российской Федерации отражение в федеральных (общероссийских) СМИ?

В ответе на этот вопрос больше половины респондентов (53%) выразили категоричное мнение, что проблемы граждан РФ не находят отражения в федеральных СМИ.

Умеренно негативно оценивают отражение насущных проблем россиян в медиа 40% опрошенных. Они выразили мнение, что в какой-то мере федеральные СМИ все-таки отражают актуальную проблематику.

И только 7% опрошенных считают, что средства массовой информации федерального уровня всё же отражают нужды и чаяния российских граждан в своих публикациях.

Результаты анкетирования созвучны общероссийскому тренду и, в какой-то мере, выглядят даже толерантнее (судя по опросам, проведённым некоторыми изданиями).  

6. Освещают ли региональные и местные (городские, районные) СМИ проблемы граждан Вашего региона?

На региональном уроне наблюдается ситуация, сходная с восприятием опрошенными общефедеральных СМИ. Также более половины респондентов (51,6%), считают, что местные издания недостаточно освещают проблемы жителей республики.

Почти в два раза больше – количество тех, кто удовлетворён уровнем публикаций в региональных СМИ, освещающих проблемы граждан (13,2% против 7% на общефедеральном инфополе).

Количество тех, кто считает в публикациях дагестанских медиа освещение проблем граждан частичным, составляет 35.2%.

Таким образом, результаты данного опроса можно назвать созвучными с предыдущими.  

7. Владеете ли вы другими языками народов Российской Федерации помимо русского?

Абсолютное большинство опрошенных предсказуемо положительно ответило на этот вопрос. 92,2% респондентов помимо русского языка владеют другими языками народов РФ.

По статистике, число граждан в Дагестане, которые владеют исключительно только русским языком (как своим родным), в настоящее время относительно небольшое – в пределах нескольких процентов. И это количество продолжает сокращаться. Даже русскоязычные (по рождению) граждане стараются освоить минимальное общение на одном из местных языков.

В дагестанских же семьях, даже городских, традиционно стараются дать своим детям знание своего национального языка. Тем не менее, есть и незначительное количество национальных семей (в основном, в столице РД) где общение происходит только на русском языке.

Так, число тех, не владеет никаким другим языком, кроме русского, согласно ответам, составляет 7,4%. А число «сугубо русскоязычного» населения, по разным оценкам, - не более 4-6%. Примечательно, что некоторые респонденты, хоть и незначительная часть (меньше одного процента) либо отказались отвечать, либо затруднились с ответом.

8. Пользуетесь ли вы СМИ, издаваемыми на языках народов Российской Федерации (помимо русского)?

Результаты ответов на эту часть анкеты демонстрирует, в какой-то степени, востребованность национальных языков сугубо на бытовом и межличностном уровне. Для получения новостной информации подавляющее количество опрошенных пользуются всё же русскоязычными изданиями (73,4%).

И лишь 26,4% от общего числа респондентов пользуются средствами массовой информации, выпускаемыми на языках народов Российской Федерации (помимо русского языка). Такая картина может быть объяснена в том числе и тем, что Дагестан – самый многонациональный регион России. И традиционно языком межнационального общения (а также получения информации) для десятков этносов в республике служит именно русский язык. Можно также предположить, что профессиональный уровень не всех изданий, выпускаемых в Дагестане на национальных языках, удовлетворяет запросы читательской аудитории.

Меньше одного процента опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

9. Достаточно ли в вашем регионе проживания СМИ, которые издаются на языках народов Российской Федерации (помимо русского)?

Результаты опроса свидетельствуют о том, что сложившаяся ситуация (которую иллюстрируют ответы на предыдущий вопрос) преимущественно не устраивает большинство опрошенных. Так, 57,4% респондентов считают, что в регионе недостаточно СМИ, издаваемых на языках народов Российской Федерации (помимо русского). Однако при этом значительное число участников анкетирования (40,8%) придерживаются противоположного мнения.

Есть основания предположить, что данная поляризация мнений – не позиции противников либо апологетов национальных языков. Это, вероятно, несовпадающие позиции сторонников традиционных ценностей и сторонников современного, динамичного подхода к восприятию информации. Аргументом такого довода служит значительное число жителей Дагестана, которые охотно пользуются национальными языками в быту и различных жизненных ситуациях, а не для получения ежедневной новостной информации.

При этом 1,6% опрошенных отказались от ответа, а меньше процента – затруднились с ответом.

10. Какова, на ваш взгляд, главная функция СМИ в России?

По мнению большинства опрошенных, главной функцией СМИ в России является формирование общественного мнения. Об этом заявили 38% опрошенных. При этом около 29% респондентов выразили мнение, что СМИ, в первую очередь, занимаются или должны заниматься непосредственным информированием общества о текущих событиях.

На третьем месте по популярности – ответ, в котором участники опроса выражают уверенность, что главной функцией медиа в России должно быть обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления. Так ответили 13,4% опрошенных.

8,2% назвали главной образовательную функцию СМИ, 7,2 - обеспечение диалога между властью и обществом, 4% в качестве ответа назвали «другое», без детализации. Затруднилось ответить 1,4 % респондентов.

Налицо – выраженное мнение о том, чем фактически занимаются СМИ в России и чем, по мнению опрошенных, они должны заниматься.

Общие выводы:

По итогам данной части опроса можно сделать несколько как очевидных, так и неочевидных выводов.

- При получении новостной информации большинство жителей Дагестана предпочитают цифровые СМИ.

- Больше доверия у опрошенных вызывают ресурсы, менее всего подверженные цензуре (социальные сети, интернет-сайты). Однако велик процент тех, кто не доверяет СМИ в принципе.

- Наиболее популярные темы в СМИ – спорт, политика, развлечения.

- Большинство опрошенных эмоционально спокойно оценивают предлагаемую СМИ информацию.

- Большинство участников опроса не считают, что СМИ и в России, и в их регионе реально отражают проблемы населения.

- Большинство жителей в Дагестане владеют другими языками (в том числе, родным), кроме русского. Однако пользуются ими в быту и для повседневного общения, а не для получения новостной информации. Однако большую часть опрошенных такая ситуация не удовлетворяет. И они считают, что изданий на других языках (кроме русского) в регионе должно быть больше.

- Опрос также выявил значительное противоречие между тем, какая функция СМИ в России - главная. В основном, ответы распределились между формированием общественного мнения, предоставлением информации и обеспечением открытости деятельности органов государственной власти и управления.


Ньюсмейкер: Межрегиональный центр общественных инициатив "Северный Кавказ" — 34 публикации
Поделиться:

Интересно:

Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...